Феодоровской-Костромской иконы Божией Матери (1239)

29 августа  Феодоровской-Костромской иконы Божией Матери (1239).  По преданию икона написана евангелтстом Лукой, подобно Владимирской и Смоленской. Название свое икона получила от имени великого князя Владимирского Ярослава Всеволодовича (ск. 1246 г.), носившего во Святом Крещении имя Феодор (в честь святого вмч.Феодора Стратилата). Икона была обретена 16 августа князем Василием Ярославичем в местечке Запрудня, где был впоследствии построен Спасский храм, в котором хранилась икона. В память об этом обретении иконы было установлено празднование 16(29) августа.

После гибели святого Георгия Всеволодовича в битве с татарами на реке Сити, его брат Ярослав-Феодор, ставший великим князем Владимирским, торжественно перенес в 1239 году его мощи из Ростова Великого в Успенский собор Владимира-на-Клязьме. Оставшейся от брата иконой он благословил в том же году своего сына святого Александра Невского на брак с полоцкой княжной. Феодоровская икона стала моленным образом святого Александра Невского и постоянно находилась при нем, сопровождала князя в военных походах и в тяжёлом путешествии в Орду, куда он отправился отстаивать интересы земли русской. Перед ликом Феодоровской иконы Божией Матери святой благоверный князь, приняв монашество, завершил свой жизненный путь.

После его смерти икона была взята его младшим братом Василием Ярославичем, в то время князем Костромским и перенесена князем Василием в Кострому, в собор святого великомученика Феодора Стратилата. В 1272 году, когда к Костроме подступили татары, икона была обнесена вокруг русского войска. При приближении татар от нее стали исходить яркие лучи, вызвавшие у захватчиков невольный страх. Они были разгромлены и бежали.

В 1613 году у чудотворного Феодоровского образа Пресвятой Богородицы принес обеты верности Отечеству, Православной Церкви и русскому народу избранный на царство Михаил Феодорович Романов. Со времени этого события, явившегося началом преодоления Великой смуты, Феодоровский образ Божией Матери стал особо чтимой святыней царского Дома Романовых, а в память о призвании Михаила Феодоровича на царство было установлено ещё одно празднование иконе – 14 (27) марта. Со второй половины XVIII столетия все российские императоры, начиная с Николая I, обязательно посещали Кострому, «колыбель Дома Романовых», чтобы поклониться чудотворной Феодоровской иконе Пресвятой Богородицы.

Особое почитание чудотворного образа династией Романовых нашло свое выражение в постройке в Царском Селе Феодоровского городка с храмом во имя чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, а также в том, что переходившие из инославия в православную веру невесты членов царской семьи брали себе отчество «Феодоровна». Незадолго до свержения царя Николая II образ потемнел и стал почти черным.

Феодоровская икона Богородицы— двусторонняя. На обратной стороне ее изображен образ св. вмчц. Параскевы, облаченной в княжеское одеяние. Есть предположение, что появление этого образа связано с супругой святого Александра Невского, полоцкой княжны, получившей во Святом Крещении имя Параскевы.

Древняя икона уцелела. Она не сгорела в двух пожарах, не пропала во время антицерковных гонений (в новейшей церковной истории  – случай уникальный), никогда не покидала церковных стен, и никогда перед ней не прекращалась молитва. Икона хранится в Богоявленском соборе города Костромы.

Наверх