Четвертая седмица Великого поста

Для уте­ше­ния и под­креп­ле­ния ве­ру­ю­щих сре­ди по­дви­гов св. Че­ты­ре­де­сят­ни­цы в чет­вер­тую ее сед­ми­цу про­дол­жа­ет­ся по­кло­не­ние Жи­во­тво­ря­ще­му Кре­сту; оно со­вер­ша­ет­ся в по­не­дель­ник, сре­ду и пят­ни­цу этой сед­ми­цы. В пят­ни­цу, по окон­ча­нии Ча­сов и по­сле обыч­но­го по­кло­не­ния и лоб­за­ния, Крест бла­го­го­вей­но и тор­же­ствен­но пре­про­вож­да­ет­ся в ал­тарь. От по­кло­не­ния Кре­сту вся чет­вер­тая сед­ми­ца на­зы­ва­ет­ся Сре­до­крест­ною и Кре­сто­по­клон­ною. В эту сед­ми­цу Цер­ковь на­зи­да­ет нас при бо­го­слу­же­нии меж­ду про­чим пес­но­пе­ни­я­ми, пре­дан­ны­ми ей от Иоси­фа и Фе­о­до­ра Сту­ди­тов и Фе­о­фа­на Ис­по­вед­ни­ка.

Бла­го­го­вея пред Жи­во­тво­ря­щим Кре­стом и при­зы­вая нас на по­кло­не­ние ему, Цер­ковь в чет­вер­тую сед­ми­цу взы­ва­ет: «Свя­тая сия и све­то­нос­ная сед­ми­ца пред­ла­га­ет ми­ру все­чест­ный Крест: при­и­ди­те по­кло­ни­те­ся со стра­хом и лю­бо­вию. Бо­же­ствен­ный и все­чест­ный Крест есть для нас со­кро­ви­ще освя­ще­ния и си­лы. Он ис­пу­ща­ет све­то­вид­ное си­я­ние бла­го­да­ти и, как ис­точ­ник ки­пит бо­же­ствен­ны­ми да­ро­ва­ни­я­ми: он уто­ля­ет пре­гре­ше­ния, раз­ре­ша­ет бо­лез­ни. Толь­ко во­дру­зи­лось дре­во Кре­ста Хри­сто­ва: по­ко­ле­ба­лись ос­но­ва­ния смер­ти. По­кло­ним­ся Кре­сту Гос­под­ню».

При­ме­ром Гос­по­да, сми­рив­ше­го Се­бя до смер­ти Крест­ной, Цер­ковь по до­сти­же­нии сре­ди­ны св. по­при­ща по­ста осо­бен­но вну­ша­ет нам иметь сми­ре­ние, ко­то­рое по ме­ре пре­спе­я­ния в бла­го­че­стии ста­но­вит­ся необ­хо­ди­мее, дабы гор­до­стью и воз­но­ше­ни­ем фа­ри­сей­ским не за­тмить со­вер­шен­ных по­дви­гов бла­го­че­стия и не по­те­рять оправ­да­ния пред Бо­гом, взи­ра­ю­щим не толь­ко на де­я­ния на­ши, но и на по­мыш­ле­ния. Для это­го Цер­ковь в чет­вер­тую сед­ми­цу Че­ты­ре­де­сят­ни­цы мно­го­крат­но на­по­ми­на­ет о сми­ре­нии мы­та­ре­вом и пре­воз­но­ше­нии фа­ри­се­е­вом. «Не воз­вы­шай­ся доб­ро­де­те­ля­ми и не осуж­дай ближ­не­го, как ве­ле­х­валь­ный фа­ри­сей, счи­тая се­бя пра­вед­ным; но в сми­рен­ном по­мыш­ле­нии о сво­их со­гре­ше­ни­ях возо­пи, как мы­тарь: «Бо­же, очи­сти мя греш­но­го и спа­си мя». Св. Ам­вро­сий Ме­дио­лан­ский в 4 ве­ке в пре­по­ло­ве­ние Че­ты­ре­де­сят­ни­цы го­во­рил: «Воз­бла­го­да­ри­те, бра­тии, бо­же­ствен­ное ми­ло­сер­дие за то, что оно да­ло вам бла­го­по­луч­но до­стиг­нуть по­ло­ви­ны Че­ты­ре­де­сят­ни­цы. Но за этот дар до­стой­но воз­бла­го­да­рить Гос­по­да мо­гут толь­ко те, ко­то­рые до­се­ле ста­ра­лись жить так, как они на­уче­ны в на­ча­ле Че­ты­ре­де­сят­ни­цы, т. е. те, ко­то­рые ста­ра­лись ис­про­сить се­бе от­пу­ще­ние гре­хов еже­днев­ны­ми по­стом, ми­ло­сты­нею и по­се­ще­ни­ем Церк­ви. А что ка­са­ет­ся до тех, кои небрег­ли о всем этом, т. е. не по­сти­лись еже­днев­но, не тво­ри­ли ми­ло­сты­ни, не при­ле­жа­ли к мо­лит­ве или мо­ли­лись без со­кру­ше­ния сер­деч­но­го: то эти долж­ны не ра­до­вать­ся, а скор­беть и пла­кать».

В суб­бо­ту чет­вер­той сед­ми­цы по­ста Цер­ковь чте­ни­ем Апо­сто­ла по­уча­ет нас люб­ви и бла­го­тво­ре­нию ближ­ним и быть рев­ност­ны­ми в доб­ро­де­те­ли до кон­ца (Евр.6:9-12); а чте­ни­ем Еван­ге­лия бла­го­вест­ву­ет об ис­це­ле­нии глу­хо­не­мо­го при­кос­но­ве­ни­ем и сло­вом к нему Иису­са Хри­ста (Мк.7:31-51).

В вос­крес­ный день чет­вер­той сед­ми­цы Пра­во­слав­ная Цер­ковь меж­ду про­чим по­уча­ет со­вер­ша­ю­щих по­при­ще по­ка­я­ния и уми­ле­ния еван­гель­скою прит­чею о впав­шем в раз­бой­ни­ки, изъ­яс­ня­е­мою в свя­щен­ных пес­но­пе­ни­ях. Впав­ше­му в раз­бой­ни­ки по­до­бен каж­дый, впав­ший в гре­хи, ко­то­рые, как раз­бой­ни­ки, при­чи­ня­ют глу­бо­кие яз­вы ду­ше на­шей и остав­ля­ют ее ед­ва жи­вой. На ра­ны ду­ши на­шей воз­ли­ва­ет спа­си­тель­ный елей Гос­подь наш Иисус Хри­стос, при­шед­ший в мир греш­ных спа­сти.

Осо­бен­но в вос­крес­ный день чет­вер­той сед­ми­цы Ве­ли­ко­го по­ста Цер­ковь на­зи­да­ет по­стя­щих­ся при­ме­ром свя­то­го Иоан­на Ле­ствич­ни­ка, по­доб­но нам, об­ло­жен­но­го неко­гда немо­щью пло­ти, но ко­то­рый «по­стом, бде­ни­ем и мо­лит­вою сде­лал­ся и в те­ле­си яко Ан­гел»[1], и опыт ве­ли­ких по­дви­гов сво­их для на­став­ле­ния ше­ству­ю­щих пу­тем его из­ло­жил в со­чи­не­нии «Ле­стви­ца рая», со­сто­я­щая из трид­ца­ти сте­пе­ней, воз­во­дя­щих на вы­со­ту ду­хов­но­го со­вер­шен­ства. Эта кни­га, по вы­ра­же­нию Церк­ви, «при­но­сит прис­но­цве­ту­щие пло­ды уче­ния, услаж­да­ю­ще­го серд­ца с трез­ве­ни­ем внем­лю­щих: ле­стви­ца бо есть ду­ши воз­во­дя­щая от зем­ли к небес­ной и пре­бы­ва­ю­щей сла­ве»[2].

Иже пло­тию и жи­вый мертв сый Иоанн,
Веч­но жи­вет, и мертв явл­ся без­ды­хан­ный,
Спи­са­ние оставль ле­стви­цу вос­хож­де­ния,
По­ка­зу­ет его путь вос­хож­де­ния:
Иоанн ум­ре в три­де­ся­тый день[3].

Наверх