Православные праздники в августе

1 августа — Обретение мощей и прославление преподобного Серафима, Саровского чудотворца (1903). По Промыслу Божиему в один и тот же день (день рождения прп. Серафима) состоялось и первое обретение его мощей и прославление в 1903 году, и второе прославления после второго обретения мощей в 1991 году.

В июльские дни 1903 года не менее 100 тыс. человек сошлись в Саров со всех концов Руси.

«Все, что Государю пришлось увидеть и почувствовать в Сарове, осталось у него глубоким и хорошим воспоминанием; он любил о нем говорить; я слышал от него фразу: «Когда вспоминаешь о Сарове, как-то тут захватывает», — и показывал на горло. Хорошо было очень! Как же не хорошо, когда мордва, татары, министры, бабы, придворные мундиры, грязнейшие зипуны, наряднейшие дамы, почти потерявшие человеческий облик кликуши, рваное торбище и последняя «модель» Ламоновой — все это было вместе, и вы не чувствовали неловкости, не замечали разницы — ее просто не было…» — вспоминал князь В.М. Волконский

Известно предсказание прп. Серафима, что его мощи будут найдены, а затем снова утрачены, как впоследствии в точности и произошло.

В 1921 г. мощи прп. Серафима Саровского были увезены из Дивеевского монастыря и неожиданно для всех вновь найдены только в 1991 г., в запасниках Музея истории религии и атеизма, который располагался тогда в здании Казанского собора в Ленинграде. Сотрудники музея проверяли запасники и обнаружили зашитые в рогожу мощи. Когда их вскрыли, то на перчаточке прочитали надпись: «Преподобный отче Серафиме, моли Бога о нас!». Крестным ходом святые мощи были перенесены в Богоявленский кафедральный собор в Москве и установлены там для поклонения. Отсюда началось их продолжительное странствие из Москвы в Дивеево. Святые мощи везли в микроавтобусе, за которым неотступно следовал автомобиль Святейшего Патриарха. По пути следования этот своеобразный всероссийский «крестный ход на колёсах» останавливался в городах и монастырях, где Его Святейшество служил Литургию и совершались бесчисленные акафисты прп. Серафиму. Так святые мощи прп. Серафима были возвращены в Дивеевский монастырь, им основанный.

2 августаСвятого пророка Илии (IX до Р.Х.), одного из величайших пророков, жившего за 900 лет до пришествия в мир Христа Спасителя. Пророк Илия видел славу Преображения Христа на горе Фавор, первым в Ветхом Завете совершил чудо воскрешения мертвого и сам был живым взят на Небо, прообразуя этим грядущее Воскресение Христово. По преданию, пророк Илия вместе с праотцем Енохом, который тоже был взят живым на Небо, будет Предтечею Второго Пришествия Христа на Землю.

К памяти св. пророка Илии русский православный народ всегда относился с благоговением. Первый храм в Киеве еще при князе Игоре (945 год от Р.Х.) был посвящен святому пророку Илии, в летописи преподобного Нестора этот храм назван соборным, т.е. главным.

4 августа Мироносицы равноапостольной Марии Магдалины (I). В Евангелии о ней говорится, как о великой грешнице, из которой Господь изгнал семь бесов, после чего Мария начала новую жизнь и стала верной ученицей Господа. Вместе с Богородицей и апостолом Иоанном бесстрашно стояла она у Креста, на котором распинали Спасителя, присутствовала при Его погребении, и первой узнала о Его Воскресении. Ее Христос послал к ученикам-апостолам возвестить о Своем Воскресении, и именно она, ликуя, первая произнесла слова: «Христос воскрес!». Равноапостольная Мария Магдалина благовествовала в Риме. В преклонном возрасте она переселилась в Ефес, где неустанно трудился св. апостол Иоанн, который с ее слов написал 20-ю главу своего Евангелия. Там же закончила св. Мария Магдалина земную жизнь и была погребена.

4 августа Преподобного Корнилия Переяславского, молчальника (†1693). Уйдя из родительского дома послушником в Лукьяновскую пустынь, под Переяславом, юный подвижник перешел затем в Переяславскую обитель святых Бориса и Глеба, что на Песках, где вскоре принял иночество. Некоторые из братии насмехались над ним, как юродивым, но святой Корнилий, молча перенося обиды, лишь усиливал иноческие подвиги. 30 лет прожив в полном безмолвии, он считался у братии глухим и немым. Вскоре после кончины его мощи были обретены нетленными. В настоящее время мощи прп.Корнилия находятся в Переславском Никольском женском монастыре.

(!) Зеленым цветом выделены праздники, имеющие отношение к Сергиеву Посаду и близлежащим городам.

5 августа Почаевской иконы Божией Матери (1675). Около 1240 года на Почаевской горе (Украина) появились иноки из разоренного Батыем Киева. Они принесли на эту землю благословение основателей русского монашества — преподобных Антония и Феодосия Печерских. Тогда же, по преданию, произошло чудо явления Божией Матери в огненном столпе двум монахам и пастуху Ивану Босому. Когда явление исчезло, на камне, где стояла Богородица, остался отпечаток Её правой стопы. Отпечаток сохранился до сих пор и всегда наполнен водой, которую чудесным образом источает камень.

Сама же Почаевская икона появилась в обители следующим образом. В 1559 году митрополит Неофит из Константинополя, проезжая через Волынь, посетил жившую недалеко от Почаева, дворянку Анну Гойскую. В благословение он оставил ей привезённую из Константинополя икону Богородицы. Вскоре стали замечать, что от иконы исходит сияние. Когда в 1597 году перед иконой исцелился брат Анны, она передала образ инокам на Почаевскую гору. Через некоторое время на скале была выстроена церковь в честь Успения Божией Матери, ставшая частью монастыря, на содержание которого Анна Гойская передала большие средства.

В 1644 году, после смерти помещицы Анны, все окрестные земли достались ее внучатому племяннику, ненавидевшему православие. Он ограбил монастырь, захватил икону, а затем, нарядив свою жену в священнические одежды, заставил ее глумиться над Пресвятой Богородицей. Женщину тотчас поразила жестокая болезнь, и исцелилась она лишь после того, как чудотворный образ был возвращен в монастырь.

С тех пор Почаевская икона Божией Матрери пребывает в особом киоте в форме сияющей звезды, над царскими вратами иконостаса Успенского собора Почаевской лавры. Оттуда ее специально опускают для поклонения паломников.

Празднование Почаевской иконе Божией Матери 23 июля (5 августа) было установлено в память о чудесном избавлении Успенской Почаевской Лавры от турецкой осады 20-23 июля 1675 г., против которой слабая монастырская ограда защитить не могла. Иноки и миряне усердно молились Божией Матери и прп. Иову. Перед решительным штурмом обители утром 23 июля игумен велел петь акафист Божией Матери. С первыми словами «Взбранной Воеводе» над храмом внезапно явилась Сама Пречистая, «омофор белоблистящийся распуская», с небесными ангелами, держащими обнаженные мечи. Преподобный Иов находился близ Божией Матери, кланяясь Ей и молясь о защите обители. Неприятель в смятении стал стрелять в Пресвятую Богородицу и прп. Иова, но стрелы возвращались и ранили тех, кто их пускал. Ужас охватил осаждавших. В паническом бегстве, не разбирая своих, они убивали друг друга. Защитники монастыря устремились захватили многих в плен. Некоторые пленные впоследствии приняли христианскую веру и остались в обители навсегда.

Призри благосердием, Всепетая Богородице, и на обитель сию, Твоим именем нарицающуюся, …, и сохрани ю от всякого прилога и навета вражия, якоже древле сохранила еси Твоим явлением целу и неврежденну от лютаго нашествия агарянскаго, да выну воспевается и славится в ней Пресвятое имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, и Твое преславное успение, во веки веков. Аминь. (из молитвы пред иконою Божией Матери «Почаевская»)

5 августа — Иконы Божией Матери, именуемой «Всех скорбящих Радость» (с грошиками) (1888). В 1888 году во время грозы в Санкт-Петербурге молния ударила в часовню, обожгла внутренние стены, опалила иконы пламенем, но не коснулась образа Богоматери «Всех скорбящих Радость», прикреплённого в углу на шнурке. От громового удара икона спустилась на землю, при этом лик Богоматери, сильно потемневший от времени, как бы просветлел и обновился, а 12 медных монет из разбитой кружки каким-то образом оказались прикреплёнными в разных местах к образу. Вскоре появились сообщения о многочисленных исцелениях от иконы, и чудесный образ стали называть «Всех скорбящих Радость» (с грошиками). В настоящее время чудотворный образ находится в церкви Пресвятой Троицы «Кулич и Пасха» (Санкт-Петербург).

5 августа Праведного воина Феодора Ушакова (прославление 2001), выдающегося русского флотоводца, адмирала, командующего Черноморским флотом. Православная Церковь канонизировала воина Федора Ушакова, как святого покровителя военно-морским силам. Много потрудился он ради славы Отечества. Боевой орден адмирала Ушакова стал высшей наградой для воинов-моряков. За весь свой боевой путь он не проиграл ни одного сражения, снискав у современников прозвание «Суворова на море«, не потерял в боях ни одного корабля и ни один его подчинённый не попал в плен.

Феодор Феодорович был человеком высокой духовной жизни. Он любил повторять: победы нашему воинству дарует Господь и без помощи Божией все умение человеческое «ничтоже есть».

Отойдя от служебных дел, он жил в деревне Алексеевке Темниковского уезда, вблизи Санаксарского РождествоБогородичного монастыря. По свидетельству тогдашнего настоятеля монастыря «адмирал Ушаков, сосед и знаменитый благотворитель Санаксарской обителивел жизнь уединеннуюпо воскресным и праздничным дням приезжал для богомолья в монастырь к службамВ Великий пост живал в монастыре, в келлиипо целой седмице и всякую продолжительную службу с братией в церкви выстаивалПо временам жертвовалобители значительные благотворения; также бедным и нищим творил всегдашние милостивые подаяния и вспоможения

Во время Отечественной войны 1812 года на свои средства устроил госпиталь для раненых и что имел, отдавал «на вспомоществование ближним, страждущим от разорения злобствующего врага

Остаток своих дней адмирал провел «крайне воздержанно и окончил жизнь свою как следует истинному христианину и верному сыну святой Церкви 1817 года октября 2-го дня и погребен по желанию его в монастыре подле сродника его из дворян, первоначальника обители сия иеромонаха Феодора по фамилии Ушакова же

Тропарь

Державе Российстей архистратиг непобедимый явился еси, агарянскую злобу нивочтоже вменив и разорив: ни славы мирския, ниже богатства взыскуя, но Богу и ближнему послужил еси. Моли, святе Феодоре, воинству нашему даровати на враги одоление, Отечеству во благочестии непоколебиму пребыти и сыновом Российским спастися.

6 августаСвятых страстотерпцев братьев Бориса († 1015; память 24 июля) и Глеба († 1015; память 5 сентября), во святом Крещении Романа и Давида – младших сыновей св. равноапостольного князя Владимира. День смерти князя Бориса – это и совместная дата почитания свв. братьев.

В этот день князь Борис был убит по приказу своего брата Святополка, претендовавшего на княжеский престол. Убийцы настигли его, когда он молился за утреней в своем шатре на берегу реки Альты. Через месяц был убит и его младший брат Глеб. И тот и другой, не захотев поднять руку на своего коварного старшего брата Святополка, не захотев даже просто от него защититься, были предательски им убиты и покорно приняли смерть, благословляя брата-убийцу.

В чем же состоит их подвиг? Какой смысл, вот так без сопротивления погибнуть от рук убийц? Святые братья сделали то, что в те времена на Руси было еще ново и непонятно. Они отдали жизнь ради соблюдения заповедей Божиих. «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец». Они показали: за зло нельзя воздавать злом даже под угрозой смерти. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить».

Подвиг Бориса и Глеба стал одним из первых примеров христианского благочестия и смирения на Руси и нашел отклик в сердцах русских людей. Это первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Появились сотни храмов в их честь, десятки городов и сел с названием Борисоглебск. У их гробницы русские князья клялись в соблюдении договоров. Святые сразу же стали восприниматься, как заступники за Русскую землю. Есть рассказы о чудесной помощи Бориса и Глеба русскому воинству. «С того времени – пишет летописец – затихла на Руси крамола». Кровь, пролитая святыми братьями ради предотвращения междоусобных распрей, явилась тем благодатным семенем, которое укрепило единство Руси. Вот какой камень лежит в основании, фундаменте Святой Руси — братская любовь.

7 августаУспение праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. Родители Прсв. Богородицы св.прав. Иоаким и Анна не имели детей до глубокой старости, но не роптали, а только всю жизнь горячо молились Богу, смиренно уповая на Его волю и дав обет: если у них родится ребенок, они отдадут его на служение Господу. Молитва супругов была услышана: им обоим Ангел возвестил, что родится у них Дочь, которую благословит весь род человеческий.

Св.Анна не совершила чуда, не понесла мученических и преподобнических подвигов. Она несла иные скорби: и те, которые несёт каждая женщина, строя свою семью, и скорбь бесплодного одиночества, и терпеливую надежду материнства, которую пришлось пронести до старости. Терпение и надежда увенчались радостью. И нам заповедал Спаситель: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк.21,19).

На Афоне есть скит святой Анны. Сюда приходит множество благодарственных писем от родителей, которые обрели возможность иметь детей благодаря заступничеству этой святой.