Православные праздники в августе

1 августа – Обретение мощей и прославление преподобного Серафима, Саровского чудотворца (1903). По Промыслу Божиему в один и тот же день (день рождения прп. Серафима) состоялось и первое обретение его мощей и прославление в 1903 году, и второе прославления после второго обретения мощей в 1991 году.

В июльские дни 1903 года не менее 100 тыс. человек сошлись в Саров со всех концов Руси.

“Все, что Государю пришлось увидеть и почувствовать в Сарове, осталось у него глубоким и хорошим воспоминанием; он любил о нем говорить; я слышал от него фразу: “Когда вспоминаешь о Сарове, как-то тут захватывает”, – и показывал на горло. Хорошо было очень! Как же не хорошо, когда мордва, татары, министры, бабы, придворные мундиры, грязнейшие зипуны, наряднейшие дамы, почти потерявшие человеческий облик кликуши, рваное торбище и последняя “модель” Ламоновой – все это было вместе, и вы не чувствовали неловкости, не замечали разницы – ее просто не было…» – вспоминал князь В.М. Волконский

Известно предсказание прп. Серафима, что его мощи будут найдены, а затем снова утрачены, как впоследствии в точности и произошло.

В 1921 г. мощи прп. Серафима Саровского были увезены из Дивеевского монастыря и неожиданно для всех вновь найдены только в 1991 г., в запасниках Музея истории религии и атеизма, который располагался тогда в здании Казанского собора в Ленинграде. Сотрудники музея проверяли запасники и обнаружили зашитые в рогожу мощи. Когда их вскрыли, то на перчаточке прочитали надпись: “Преподобный отче Серафиме, моли Бога о нас!”. Крестным ходом святые мощи были перенесены в Богоявленский кафедральный собор в Москве и установлены там для поклонения. Отсюда началось их продолжительное странствие из Москвы в Дивеево. Святые мощи везли в микроавтобусе, за которым неотступно следовал автомобиль Святейшего Патриарха. По пути следования этот своеобразный всероссийский «крестный ход на колёсах» останавливался в городах и монастырях, где Его Святейшество служил Литургию и совершались бесчисленные акафисты прп. Серафиму. Так святые мощи прп. Серафима были возвращены в Дивеевский монастырь, им основанный.

2 августаСвятого пророка Илии (IX до Р.Х.), одного из величайших пророков, жившего за 900 лет до пришествия в мир Христа Спасителя. Пророк Илия видел славу Преображения Христа на горе Фавор, первым в Ветхом Завете совершил чудо воскрешения мертвого и сам был живым взят на Небо, прообразуя этим грядущее Воскресение Христово. По преданию, пророк Илия вместе с праотцем Енохом, который тоже был взят живым на Небо, будет Предтечею Второго Пришествия Христа на Землю.

К памяти св. пророка Илии русский православный народ всегда относился с благоговением. Первый храм в Киеве еще при князе Игоре (945 год от Р.Х.) был посвящен святому пророку Илии, в летописи преподобного Нестора этот храм назван соборным, т.е. главным.

4 августа Мироносицы равноапостольной Марии Магдалины (I). В Евангелии о ней говорится, как о великой грешнице, из которой Господь изгнал семь бесов, после чего Мария начала новую жизнь и стала верной ученицей Господа. Вместе с Богородицей и апостолом Иоанном бесстрашно стояла она у Креста, на котором распинали Спасителя, присутствовала при Его погребении, и первой узнала о Его Воскресении. Ее Христос послал к ученикам-апостолам возвестить о Своем Воскресении, и именно она, ликуя, первая произнесла слова: «Христос воскрес!». Равноапостольная Мария Магдалина благовествовала в Риме. В преклонном возрасте она переселилась в Ефес, где неустанно трудился св. апостол Иоанн, который с ее слов написал 20-ю главу своего Евангелия. Там же закончила св. Мария Магдалина земную жизнь и была погребена.

4 августа Преподобного Корнилия Переяславского, молчальника (†1693). Уйдя из родительского дома послушником в Лукьяновскую пустынь, под Переяславом, юный подвижник перешел затем в Переяславскую обитель святых Бориса и Глеба, что на Песках, где вскоре принял иночество. Некоторые из братии насмехались над ним, как юродивым, но святой Корнилий, молча перенося обиды, лишь усиливал иноческие подвиги. 30 лет прожив в полном безмолвии, он считался у братии глухим и немым. Вскоре после кончины его мощи были обретены нетленными. В настоящее время мощи прп.Корнилия находятся в Переславском Никольском женском монастыре.

(!) Зеленым цветом выделены праздники, имеющие отношение к Сергиеву Посаду и близлежащим городам.

5 августа Почаевской иконы Божией Матери (1675). Около 1240 года на Почаевской горе (Украина) появились иноки из разоренного Батыем Киева. Они принесли на эту землю благословение основателей русского монашества — преподобных Антония и Феодосия Печерских. Тогда же, по преданию, произошло чудо явления Божией Матери в огненном столпе двум монахам и пастуху Ивану Босому. Когда явление исчезло, на камне, где стояла Богородица, остался отпечаток Её правой стопы. Отпечаток сохранился до сих пор и всегда наполнен водой, которую чудесным образом источает камень.

Сама же Почаевская икона появилась в обители следующим образом. В 1559 году митрополит Неофит из Константинополя, проезжая через Волынь, посетил жившую недалеко от Почаева, дворянку Анну Гойскую. В благословение он оставил ей привезённую из Константинополя икону Богородицы. Вскоре стали замечать, что от иконы исходит сияние. Когда в 1597 году перед иконой исцелился брат Анны, она передала образ инокам на Почаевскую гору. Через некоторое время на скале была выстроена церковь в честь Успения Божией Матери, ставшая частью монастыря, на содержание которого Анна Гойская передала большие средства.

В 1644 году, после смерти помещицы Анны, все окрестные земли достались ее внучатому племяннику, ненавидевшему православие. Он ограбил монастырь, захватил икону, а затем, нарядив свою жену в священнические одежды, заставил ее глумиться над Пресвятой Богородицей. Женщину тотчас поразила жестокая болезнь, и исцелилась она лишь после того, как чудотворный образ был возвращен в монастырь.

С тех пор Почаевская икона Божией Матрери пребывает в особом киоте в форме сияющей звезды, над царскими вратами иконостаса Успенского собора Почаевской лавры. Оттуда ее специально опускают для поклонения паломников.

Празднование Почаевской иконе Божией Матери 23 июля (5 августа) было установлено в память о чудесном избавлении Успенской Почаевской Лавры от турецкой осады 20-23 июля 1675 г., против которой слабая монастырская ограда защитить не могла. Иноки и миряне усердно молились Божией Матери и прп. Иову. Перед решительным штурмом обители утром 23 июля игумен велел петь акафист Божией Матери. С первыми словами “Взбранной Воеводе” над храмом внезапно явилась Сама Пречистая, “омофор белоблистящийся распуская”, с небесными ангелами, держащими обнаженные мечи. Преподобный Иов находился близ Божией Матери, кланяясь Ей и молясь о защите обители. Неприятель в смятении стал стрелять в Пресвятую Богородицу и прп. Иова, но стрелы возвращались и ранили тех, кто их пускал. Ужас охватил осаждавших. В паническом бегстве, не разбирая своих, они убивали друг друга. Защитники монастыря устремились захватили многих в плен. Некоторые пленные впоследствии приняли христианскую веру и остались в обители навсегда.

Призри благосердием, Всепетая Богородице, и на обитель сию, Твоим именем нарицающуюся, …, и сохрани ю от всякого прилога и навета вражия, якоже древле сохранила еси Твоим явлением целу и неврежденну от лютаго нашествия агарянскаго, да выну воспевается и славится в ней Пресвятое имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, и Твое преславное успение, во веки веков. Аминь. (из молитвы пред иконою Божией Матери «Почаевская»)

5 августа – Иконы Божией Матери, именуемой “Всех скорбящих Радость” (с грошиками) (1888). В 1888 году во время грозы в Санкт-Петербурге молния ударила в часовню, обожгла внутренние стены, опалила иконы пламенем, но не коснулась образа Богоматери “Всех скорбящих Радость”, прикреплённого в углу на шнурке. От громового удара икона спустилась на землю, при этом лик Богоматери, сильно потемневший от времени, как бы просветлел и обновился, а 12 медных монет из разбитой кружки каким-то образом оказались прикреплёнными в разных местах к образу. Вскоре появились сообщения о многочисленных исцелениях от иконы, и чудесный образ стали называть “Всех скорбящих Радость” (с грошиками). В настоящее время чудотворный образ находится в церкви Пресвятой Троицы «Кулич и Пасха» (Санкт-Петербург).

5 августа Праведного воина Феодора Ушакова (прославление 2001), выдающегося русского флотоводца, адмирала, командующего Черноморским флотом. Православная Церковь канонизировала воина Федора Ушакова, как святого покровителя военно-морским силам. Много потрудился он ради славы Отечества. Боевой орден адмирала Ушакова стал высшей наградой для воинов-моряков. За весь свой боевой путь он не проиграл ни одного сражения, снискав у современников прозвание Суворова на море“, не потерял в боях ни одного корабля и ни один его подчинённый не попал в плен.

Феодор Феодорович был человеком высокой духовной жизни. Он любил повторять: победы нашему воинству дарует Господь и без помощи Божией все умение человеческое “ничтоже есть”.

Отойдя от служебных дел, он жил в деревне Алексеевке Темниковского уезда, вблизи Санаксарского РождествоБогородичного монастыря. По свидетельству тогдашнего настоятеля монастыря адмирал Ушаков, сосед и знаменитый благотворитель Санаксарской обителивел жизнь уединеннуюпо воскресным и праздничным дням приезжал для богомолья в монастырь к службамВ Великий пост живал в монастыре, в келлиипо целой седмице и всякую продолжительную службу с братией в церкви выстаивалПо временам жертвовалобители значительные благотворения; также бедным и нищим творил всегдашние милостивые подаяния и вспоможения.”

Во время Отечественной войны 1812 года на свои средства устроил госпиталь для раненых и что имел, отдавал на вспомоществование ближним, страждущим от разорения злобствующего врага.”

Остаток своих дней адмирал провел крайне воздержанно и окончил жизнь свою как следует истинному христианину и верному сыну святой Церкви 1817 года октября 2-го дня и погребен по желанию его в монастыре подле сродника его из дворян, первоначальника обители сия иеромонаха Феодора по фамилии Ушакова же.”

Тропарь

Державе Российстей архистратиг непобедимый явился еси, агарянскую злобу нивочтоже вменив и разорив: ни славы мирския, ниже богатства взыскуя, но Богу и ближнему послужил еси. Моли, святе Феодоре, воинству нашему даровати на враги одоление, Отечеству во благочестии непоколебиму пребыти и сыновом Российским спастися.

6 августаСвятых страстотерпцев братьев Бориса († 1015; память 24 июля) и Глеба († 1015; память 5 сентября), во святом Крещении Романа и Давида – младших сыновей св. равноапостольного князя Владимира. День смерти князя Бориса – это и совместная дата почитания свв. братьев.

В этот день князь Борис был убит по приказу своего брата Святополка, претендовавшего на княжеский престол. Убийцы настигли его, когда он молился за утреней в своем шатре на берегу реки Альты. Через месяц был убит и его младший брат Глеб. И тот и другой, не захотев поднять руку на своего коварного старшего брата Святополка, не захотев даже просто от него защититься, были предательски им убиты и покорно приняли смерть, благословляя брата-убийцу.

В чем же состоит их подвиг? Какой смысл, вот так без сопротивления погибнуть от рук убийц? Святые братья сделали то, что в те времена на Руси было еще ново и непонятно. Они отдали жизнь ради соблюдения заповедей Божиих. «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец». Они показали: за зло нельзя воздавать злом даже под угрозой смерти. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить».

Подвиг Бориса и Глеба стал одним из первых примеров христианского благочестия и смирения на Руси и нашел отклик в сердцах русских людей. Это первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Появились сотни храмов в их честь, десятки городов и сел с названием Борисоглебск. У их гробницы русские князья клялись в соблюдении договоров. Святые сразу же стали восприниматься, как заступники за Русскую землю. Есть рассказы о чудесной помощи Бориса и Глеба русскому воинству. «С того времени – пишет летописец – затихла на Руси крамола». Кровь, пролитая святыми братьями ради предотвращения междоусобных распрей, явилась тем благодатным семенем, которое укрепило единство Руси. Вот какой камень лежит в основании, фундаменте Святой Руси – братская любовь.

7 августаУспение праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. Родители Прсв. Богородицы св.прав. Иоаким и Анна не имели детей до глубокой старости, но не роптали, а только всю жизнь горячо молились Богу, смиренно уповая на Его волю и дав обет: если у них родится ребенок, они отдадут его на служение Господу. Молитва супругов была услышана: им обоим Ангел возвестил, что родится у них Дочь, которую благословит весь род человеческий.

Св.Анна не совершила чуда, не понесла мученических и преподобнических подвигов. Она несла иные скорби: и те, которые несёт каждая женщина, строя свою семью, и скорбь бесплодного одиночества, и терпеливую надежду материнства, которую пришлось пронести до старости. Терпение и надежда увенчались радостью. И нам заповедал Спаситель: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк.21,19).

На Афоне есть скит святой Анны. Сюда приходит множество благодарственных писем от родителей, которые обрели возможность иметь детей благодаря заступничеству этой святой.

Back to Top