Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа (944) (третий Спас)

29 августаПеренесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа (944) (третий Спас). Сирийский царь Авгарь, правитель Едессы, больной проказой, послал ко Спасителю своего архивария Ананию с письмом, в котором просил Христа прийти в Едессу и исцелить его, а также поручил ему, если Спаситель не сможет прийти, написать Его Образ (Анания ьыл художником) и принести ему. Из-за большого стечения людей, слушавших проповедь Спасителя, Анании никак не удавалось исполнить поручение. Видя это, Господь омыл лицо и, отершись платом, отпечатал на нем Свой лик. Отершись платом, Авгарь исцелился, после чего обратился в христианство сам и крестил свой город. Написав на Нерукотворном Образе слова «Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится», Авгарь украсил его и установил в нише над городскими воротами. вместо ранее находившегося там идола. И каждый должен был поклониться «чудотворному» образу Христа, как новому небесному покровителю града.

Позже один из правнуков Авгаря, впал в идолопоклонство и решил снять плат с городской стен, но Образ удалось  спасти: перед ним зажгли лампаду и замуровали в городской стене. Прошли годы, о святыне забыли.

В 545 г. На Едессу напали персы, положение города казалось безнадежным. Епископу Едесскому явилась Пресвятая Богородица и повелела достать замурованный Образ. Разобрав нишу увидели, что перед Образом по-прежнему горит лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, отпечаталось подобное же изображение. После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило.

В 787 году Седьмой Вселенский собор, приводил Нерукотворный Образ как важнейшее свидетельство в пользу иконопочитания.

В период иконоборчества на Нерукотворный образ ссылался Иоанн Дамаскин, указывая на исцеление царя Авгаря и пребывание Нерукотворного Образа в Едессе, как на общеизвестный факт. В 787 году Седьмой Вселенский собор, приводил его как важнейшее свидетельство в пользу иконопочитания.

В 944 году император Константин Багрянородный решил перенести Образ в Константинополь. Христиане отказывались отдать великую святыню, если на то не будет знамения от Бога. И знамение было дано: внезапно галера, на которую уже внесли Нерукотворный Образ, без всякого действия поплыла и пристала к противоположному берегу. 16 августа Образ Спасителя был поставлен в Фаросской церкви Константинополя и в честь этого события был установлен церковный праздник перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа.

В 1204 году образ был захвачен крестоносцами, но не остался в их руках. На море вдруг поднялась страшная буря, и корабль быстро пошел ко дну. Величайшая христианская святыня исчезла. Этим заканчивается история подлинного Нерукотворного Образа Спасителя.

«Спас Нерукотворный» — икона особо почитаемая на Руси. Она всегда присутствовала на русских военных флагах еще со времени Мамаева побоища (вспомним стяг кн. Дмитрия Донского).

На одной из самых чтимых и редких икон — «Спас Ярое Око» в  Успенском соборе  Московского Кремля (1344 г.) изображен суровый лик Христа строго взирающий на врагов Православия — Русь в это период была под игом татаро-монголов.